В Трудовом кодексе РФ содержится целый комплекс правовых норм, призванных урегулировать вопросы охраны труда. Такие обязанности возложены на работодателей. А за их неисполнение предусмотрено наступление ответственности, вплоть до уголовной.

Однако в целях укрепления безопасности и дисциплины по охране труда, закон допускает еще и формы общественного трудового надзора. Такие возможности закреплены в ст. 22 ТК РФ. Указанная норма закона регламентирует основные положения об общественном контроле за соблюдением государственных правил охраны труда.

Общественный контроль за охраной труда – требования

Данная возможность прямо предусмотрена законом. Для общественного надзора разрешено создавать специальные органы. Их основной задачей будет защита трудовых прав и соблюдение интересов персонала. Из этого общего понятия следует выделить несколько основных направлений деятельности органа:

  • Контроль за исполнением установленных законом норм защиты трудовых прав сотрудников компании;
  • Проведение независимых проверок условий профессиональной деятельности;
  • Данные органы вправе непосредственно участвовать в процедуре выяснения причин и обстоятельств производственных травм. Ограничить или лишить их данной возможности работодатель не может;
  • Орган может выявлять нарушения. А формой реагирования является подача руководству отчетов, которые должны быть рассмотрены в любом случае, а указанные в них нарушения подлежат устранению;
  • Если будет установлено, что дальнее выполнение тех или иных работ представляет собой опасность для коллектива, то данный орган имеет право потребовать приостановить деятельность цеха или компании в целом.

Таким образом, комплекс полномочий у органа общественного контроля весьма широк. Они обладают реальными возможностями воздействовать на руководителя. Более того, при отказе в удовлетворении их требований орган может подавать судебные иски в отношении работодателя или сообщать о допущенных нарушениях в прокуратуру.

Общественный контроль за охраной труда — кто осуществляет?

Лица и организации, осуществляющие общественный контроль за охраной труда на предприятии, определены в ст. 22 ТК РФ. Согласно данной нормы закона, таковыми могут являться:

  • Профсоюзные организации. Они могут быть уже действующими или вновь созданными. Но они обладают полным арсеналом возможностей по обеспечению общественного контроля за соблюдением правил безопасности;
  • Органы, которые выбираются непосредственно работниками того или иного предприятия. Это представительные структуры, которые обязаны выражать волю персонала и отстаивать его права. При этом участие профсоюзной организации не требуется. Все полномочия могут быть делегированы указанному представительному органу.

Участие сторонних организаций в общественном контроле за соблюдением правил труда не предусмотрено. То есть, общественные организации и фонды могут работать, но они не имеют права вмешиваться в деятельность конкретного предприятия и выступать от имени всего коллектива.

Журнал административно-общественного контроля по охране труда

Общественный контроль за охраной труда имеет те же цели, что и работодатель. Таким образом, их задачи по данному направлению полностью совпадают. Это позволяет объединить усилия и совместно обеспечивать соблюдение установленных законом правил и норм. При такой совместной деятельности заводится журнал административно-общественного контроля.

Он является основным документом учета, в котором фиксируются все проводимые мероприятия и выявленные нарушения. Кроме того, в данном журнале необходимо предусмотреть графы для информации об устранении выявленных нарушений.

Если представительная организация или профсоюз выносит требование работодателю или настаивает на приостановке деятельности компании, это нужно заносить в журнал. Важное значение имеет и отражение результатов рассмотрения данных требований.

Когда кто-либо из должностных лиц привлекается к дисциплинарной ответственности на нарушения норм охраны труда и несоблюдения производственной безопасности, это также нужно учитывать.

Соответственно, указанный журнал будет включать несколько граф. Их количество и наименование зависят от решения работодателя и данной организации.

Положение об административно-общественном контроле по охране труда

Указанное положение является основным организационным документом, в соответствии с которым работает представительная организация. Оно регламентирует главные аспекты ее деятельности и устанавливает структуру и численный состав. Поэтому составление положения очень важно и имеет большое значение.

Скачать образец положения

Приказ об организации административно общественного контроля за состоянием охраны труда

Когда создана представительная организация и работодатель готов с ней сотрудничать, нужно создать новую общую структуру, в которой будет сочетаться административная и коллективная деятельности по соблюдению правовых норм. Работу совместного органа нужно юридически закрепить. Для этого создается специальный приказ.

Скачать образец приказа

Похожие записи
Обучение по охране труда внешним совместителям Охрана труда обязательная дисциплина для каждого р...
Трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда на предприятии... Надзор за исполнением норм безопасности в организа...
Аудит по охране труда в 2018 году Аудит по охране труда — это комплекс проверок охра...
Виды инструктажей по охране труда — порядок и сроки их проведения... Охрана труда выражается в доведении до работников ...
Акт проверки выполнения соглашения по охране труда Для своевременного выполнения обязательных меропри...
Особенности охраны труда несовершеннолетних работников... Работа подростков имеет ряд специфических особенно...
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):