Мотивация персонала – это создание определенных условий работы для продуктивной деятельности сотрудников. При успешном использовании надлежащих методов стимулирования у подчиненных создается внутреннее желание работать качественнее.
На предприятиях часто используют в качестве стимула премии и корпоративные мероприятия. Однако не все руководители понимают несостоятельность единого подхода ко всем работникам. Руководитель, который стремится к развитию своей компании и подчиненных использует разнообразные способы поощрения:
- Индивидуальный, который применяют к каждому лично;
- Диагностический, когда с помощью оценки выявляют мотивирующие факторы;
- Организационный используют для стимулирования всего коллектива.
Ознакомиться подробнее с обозначенными моментами вам поможет представленный материал.
Способы мотивации персонала — понятие и цель
Способы мотивации персонала представляет собой комплекс мер, который применяется для стимулирования и повышения эффективности труда. Выделяют следующие возможные способы:
- Материальный – самый распространенный и доступный способ;
- Социальный – предполагает дополнительные социальные гарантии в виде путевок на отдых, в оздоровительный санаторий;
- Профессиональный, когда работники повышают квалификацию за счет предприятия, для работы им представляют новейшее оборудование;
- Моральный, когда используются устную и письменную благодарность или похвалу за добросовестный труд, присваиваются заслуженные звания;
- Оригинальный – это нестандартный подход к стимулированию коллектива, например, дополнительные вознаграждения за отсутствие больничных листов, оформление страхования жизни и так далее.
Сложно переоценить роль методов мотивации персонала, ведь при внимательном и заботливом отношении руководителей эффективность работы подчиненных возрастает в несколько раз.
Современные методы мотивации персонала
Современный менеджмент предполагает такое отношение к коллективу, которое окажет позитивное влияние на результаты трудовой деятельности персонала. При этом раскроется их потенциал, который можно будет использовать на разных уровнях кадровой политики.
Среди современных подходов к поощрению работников выделяют:
- Материальный;
- Нематериальный.
К материальному стимулированию относят:
- Возможность роста фиксированной части оплаты рабочей деятельности;
- Дополнительные вознаграждения за выслугу лет или квалификацию;
- Оплату за фактически выполненную работу;
- Получение грантов по результатам конкурсного участия.
Нематериальные методы стимулирования персонала на предприятии предполагают более широкий перечень вариантов. Среди них: льготные выплаты, компенсация транспортных расходов, питания, дополнительное страхование, выдача абонементов в спортзал, бассейн и прочее.
Нематериальные методы мотивации персонала
Большое распространение в последнее время методов мотивации работников без использования прямого денежного вознаграждения. Нематериальные методы в современном управлении компанией подразделяются на:
- Создание комфортных условий труда для работников;
- Поддержание корпоративной культуры в организации;
- Поддержку молодых специалистов;
- Карьерный рост внутри компании;
- Введение гибкого графика отдельным специалистам;
- Разделение труда в коллективе;
- Предоставление дополнительного обучения за счет предприятия;
- Бонусы на покупку товаров компании;
- Проведение корпоративных мероприятий, приуроченных к важным датам;
- Развлекательные поездки за счет фирмы;
- Организация комплексных обедов для работников;
- Гарантия занятости и уверенности в завтрашнем дне.
Нестандартные методы мотивации персонала
Существуют организации, которые применяют нестандартные методы мотивации коллектива. Способность воодушевлять и благодарить персонал за добросовестное исполнение работы – очень ценное качество руководителя. Творческий подход в этом деле – важная составляющая успеха.
Среди оригинальных способов популярными являются:
- Личная благодарность руководителя;
- Неожиданные вознаграждения и подарки;
- Дополнительные выходные;
- Поручение особо ответственного задания;
- Предоставление свободы в достижении целей компании,
- Озвучивание стратегии развития предприятия руководителем и согласование подходов ее реализации с членами персонала.
Методы оценки мотивации персонала
Ключевую роль в развитии организации играют сотрудники. Поэтому в большинстве крупных компаний имеет место проведение регулярной оценки эффективности стимулирования трудовой деятельности. Чтобы создать успешную систему поощрения в коллективе, требуется регулярная оценка. Для этого применяют известные в мировой практике методы:
- На основании первого, потребности человека представлены в виде определенной иерархии;
- В основе второй потребности разделяются на 2 вида – фактор гигиены и мотивации. В данном случае большее внимание надлежит уделить вопросу улучшения условия труда;
- X и Y , согласно данному методу работники делятся на два типа – те, которые не любят свою работу и стимулируются только материально, и те, кто искренне заинтересован в реализации своих обязанностей;
- Способ ожидания, то есть человек работает на столько, на сколько от него ожидают окружающие и он сам;
- Метод целей гласит, что мотивация выше тогда, когда цели сотрудников приближены друг к другу.
Представленные выше способы оценки мотивации персонала позволяют исследовать степень стимулирования сотрудников и выяснить слабые моменты, усилить действенные и постоянно совершенствовать их.