Каждый руководитель хочет чтобы персонал работал слаженно и быстро, чтобы этого добиться необходимо применить программу адаптации кадров.
Что такое адаптация персонала, как проходит процесс и в чем его особенности? Подробнее в статье.
Адаптация персонала в организации — методы и виды
Система адаптации свежих кадров, пришедших на работу на предприятие, была разработана и впервые применена в США. Именно там были созданы и применены на практике основные виды и методы адаптации, которые затем были использованы во всем мире. Программа призвана помочь новичку быстро привыкнуть к незнакомой трудовой деятельности и показать максимальный результат.
Виды адаптации
Существует два основных вида адаптации.
Первичная – обучение и приспособление людей без опыта работы, например, закончивших ВУЗ;
Вторичная – адаптация сотрудников, которые работали ранее в других или похожих сферах деятельности или в других должностях.
Методы
Методы адаптации делятся на два – непроизводственный и экономический.
Непроизводственные методы приспособления сотрудника:
- Неформализованное сопровождение;
- Корпоративная раскрутка;
- Тренинги с командой;
- Инструктаж в отделах;
- Сайты компании;
- Назначение персонального наставника.
Применяются в зависимости от специфики предприятия.
Экономические – суть проста, простимулировать сотрудника материально, например поднять зарплату, выдать аванс или вознаграждение. Такой способ применяют все фирмы, компании и другие учреждения.
Процесс адаптации
Период приспособления сотрудника к новому месту работы делится на 3 стадии:
- Ознакомительная;
- Приспособленческая;
- Ассимиляционная.
Первая стадия необходима для ознакомления с задачами и концепцией работы компании, коллективным сегментом. Информация принимается к сведению для сопоставления с персональными задачами работника, и его конечных целей. Сотрудник формирует ясное понятие о том, нравиться ли ему работать в фирме и на занимаемом посту.
На этой стадии руководители должны постановить следующее:
- Верно ли выбран человек на занимаемую должность, соответствует ли он требованиям;
- Определить минимальный период, за который сотрудник сможет перейти к полному исполнению своих должностных обязательств;
- Обнаружить потенциальные возможности работника;
- Определить его должностные обязанности, и составить адаптационный план.
Вторая стадия начинается после завершения испытательного периода и длится от 30 до 365 календарных дней. Сроки зависят от нескольких причин. Например, поддержка, получаемая от начальства, коллег, специалистом по кадрам. На этой стадии новичок начинает взаимодействовать с коллегами.
Третья стадия – ассимиляционная. Сотрудник полностью ассимилируется в коллективе и работе в компании. Он полностью осваивает рабочие обязательства и устанавливает ориентировочные цели.
Цели адаптации персонала
Целей может быть несколько или одна, в зависимости от поставленных задач.
- Снизить начальные финансовые и временные издержки, возникающие из-за незнания новичком тонкостей рабочего процесса;
- Уменьшить уровень тревожности и дезориентированности у новичков;
- Понизить степень «текучки», поскольку чувство заброшенности и невостребованности у нового сотрудника приводит к уходу с работы;
- Сберечь время и моральные ресурсы остальных сотрудников и руководства;
- Сформировать положительное и удовлетворительное отношение к трудовой деятельности на предприятии.
Инструменты адаптации персонала
Прежде чем выбрать ассимиляционный инструмент, необходимо определить цель, которой нужно достичь в ближайший период и как повлияет на достижение поставленных задач адаптационная программа для работников. Самые популярные инструменты приспособления работников к новым рабочим условиям:
- Тренинги с новичками;
- Брошюра о корпорации;
- «День новичка»;
- Лист адаптационный.
Тренинги – призваны ознакомить новичков с рабочим регламентом, уяснить концепцию предприятия, когда, как и с каким посылом оно создавалось. Формат может быть разным от аудиторного до электронного, либо сочетать оба варианта.
Брошюра – выдается сотруднику при принятии на работу, в виде печатного или электронного издания, или небольшого справочника.
«День новичка» — ставит задачу создать теплую, дружескую атмосферу между работниками, укрепления командного духа, повышению работоспособности.
Лист адаптационный — формируется сотрудником кадрового отдела. Включает обязательные задачи, которые новичок обязан выполнить, находясь на испытательном сроке, мероприятия для приспособления сотрудников, и поля для контрольных отметок о выполнении поставленных задач.
Затраты на адаптацию
Это финансовые траты, которые имеет руководитель в период приспособления сотрудников-новичков. На размер трат влияет целый ряд факторов.
- Уровень развитости профессиональной ориентации учреждения;
- Квалифицированный алгоритм найма;
- Масштабы компании, система организации, функциональности и кадровая;
- Эмоционально-психологические факторы на фирме;
- Тип трудовой деятельности, должностные задачи;
- Социально-демографический и личностный фактор.
Бюджет составляется на базе ведомостей из различных разделов предприятия, с данными о мероприятиях, предпринятых для приспособления свежих кадров к работе, затраченном времени, периодах испытательного срока.