Система грейдирования сотрудников по своей идее сходна с тарифной оплатой трудовой деятельности, по которой для присвоения работнику разряда использовались квалификационные справочники. При использовании данной концепции работодатель имеет возможность устанавливать требования к отдельным группам трудящихся и назначать адекватное денежное поощрение.
Что такое грейдирование персонала?
Грейдирование персонала — это процесс классификации должностей организации в зависимости от некоторых критериев. В числе таких следует выделить:
- Наличие людей в подчинении;
- Влияние на финансовые успехи компании;
- Требования к квалификации;
- Уровень ответственности.
В итоге создается система должностных степеней или классов. В зависимости от ценности каждого поста для конкретного вида бизнеса, выстраивается иерархия профессий. Каждый класс имеет свою специфику вознаграждения и соответствующий соцпакет. При правильно выстроенной системе классов оплата труда персонала становится прозрачной. Каждый работник понимает, за что он работает, какие новые привилегии может получить при переходе на следующий уровень, а чего лишиться при невыполнении поставленных задач.
Грейдирование как инструмент мотивации персонала применяется в ведущих мировых компаниях. В результате снижаются затраты на управление, создается конкретная концепция выплат, что повышает удовлетворенность в коллективе, снижает текучесть кадров.
Виды системы грейдирования персонала
В современной практике используются следующие виды представленной концепции:
- Первый вид — распределение деятельности персонала, обусловленное сложностью задач. Такая система не нуждается в сложных расчетах и может внедряться руководством компании.
- Второй вид — классическая система Эдварда Хея, использующая балльно — факторный способ. Со временем эта методика изменялась, но сущность свою сохранила: в основном грейдирование используются для упорядочивания должностных окладов.
Сегодня также успешно используются другие методы, созданные крупными компаниями. В разных вариантах количество рангов может отличаться – может быть введено 10 грейдов, а может и 50. - Третий вид — авторские методики, которые нашли свое воплощение в российских компаниях. Они более трудоемки для внедрения, потому что используют не только балльно — факторный метод, но также математические расчеты веса, шага грейда, графики много другое.
Плюсы и минусы системы грейдирования
Практическое применение системы грейдирования подчиненных позволяет получить следующие преимущества:
- Упрощение анализа структуры вознаграждения;
- Эффективное регулирование оплаты трудовой активности;
- Четкие правила при начислении зарплаты;
- Упрощение процесса индексации зарплат;
- Рост удовлетворенности персонала;
- Возможность сопоставления уровня зарплат со средними показателями по рынку и конкурентами;
- Решение проблемы начисления доплат за качественную работу;
- Эффективное распределение трудовых ресурсов.
Кроме перечисленных плюсов, опыт внедрения такой уровневой концепции в отечественных фирмах выявил определенные недостатки:
- Значительные расходы;
- Необходимость привлечения экспертов;
- Затруднения в корректной оценке должностей;
- Сложность механизма движения членов персонала между уровнями;
- Субъективность при оценке (оценка не самой должности, а человека).
Как провести грейдирование персонала?
На первый взгляд внедрение грейдирования персонала может показаться простым процессом установления границ служебных обязанностей и последующим расчетом окладов. Однако если руководство настроено всерьез, то изучить процесс нужно более детально. Практиками выделяются такие этапы грейдирования персонала:
- Создание рабочей комиссии, определение методики;
- Разработка документации (составление планов, графиков, положений);
- Оценка должностей.
Три начальных шага являются подготовительными и очень объемными, однако они необходимы. Следующие шаги содержат:
- Формулировку требований к должностям;
- Систематизацию факторов по уровням;
- Оценка уровней;
- Определение значимости каждого фактора;
- Расчет баллов для должностей;
- Ранжирование коэффициентов по уровням;
- Определение окладов.
Переход компании на соответствующую систему не должен быть без контроля и участия менеджмента. Также система должна пересматриваться при изменении экономической ситуации, целей компании, других факторов.
Система грейдирования персонала – пример
В качестве примера рассмотрим критерий — наличие подчиненных для оценки должностей бухгалтера, специалиста по кадрам и руководителя подразделения. Устанавливаем уровни для выбранного критерия:
- Отсутствие подчиненных (начисляется 1 балл);
- Прямые подчиненные отсутствуют, но координируются сотрудники других служб (2 балла);
- Несколько подчиненных (3 балла);
- Руководство целым отделом (4 балла).
Каждая профессия в компании оцениваются в баллах с распределением по уровням: бухгалтер – уровень А (1 балл); специалист по кадрам – В (2 балла); руководитель отдела – D (4 балла). Аналогично проходит оценка должности по другим выбранным критериям. Должности с большим количеством коэффициентов относятся к рангу высшей категории и наоборот.
Каждый уровень имеет свой номер, значение шага (минимальное и максимальное количество баллов), заработную плату и прочее.
Сегодня система грейдирования приобретает новое значение, ведь удержать хороших специалистов — приоритетная задача любой компаний. Правильно выстроенная концепция материальной мотивации, значительно повысит эффективность управления персоналом.