В любой крупной компании должна присутствовать мотивационная и стимулирующая система для работников, чтобы достигать основных целей компании и увеличивать общий доход. Данная система представляет собой ряд определенных стимулов, которые повышают работоспособность квалифицированных сотрудников.
Существуют различные теории мотивационных систем, которые применяются к определенному типу предприятия. Чтобы эффективно достигать основных целей в организации, нужно организовать единый комплекс стимулирования с учетом всех существующих теорий.
Подробнее ознакомиться с представленным вопросом вам поможет настоящая статья.
Содержание основных теорий мотивации персонала
Теории мотивации в управлении персоналом имеют общую цель, которая заключается в том, чтобы объяснить поведение человека при разных обстоятельствах. Помимо этого, в них содержаться ключевые факторы, которые заставляют человека качественно выполнять трудовую деятельность.
Сам мотивационный процесс очень сложный, для того, чтобы его описать, существуют разные способы, которые закреплены в основных теориях.
Основополагающими концепциями являются:
- Традиционный метод (в нем содержится модель порицания и поощрения для материального стимула);
- Содержательный (заключает в себе внутренние потребности человека);
- Процессуальный метод (в него включается анализ и описание поведения членов коллектива в определенном процессе. В ходе исследования определенных действий можно понять исходный мотив).
Все обозначенные методы можно объединить в единый современный комплекс, функции которого будут направлены на правильное стимулирование всех работников.
Содержательные теории мотивации персонала
Пример содержательного метода предложен Дугласом Мак-Грегором, который является профессором университета Мичигана. В основе его работы содержатся две модели поведения человека, которые обозначаются как Х и Y.
В основе Х лежит понятие, которое характеризует рабочий класс как ленивых, безынициативных и недобросовестных сотрудников. Работники теории Х всегда перекладывают собственные обязанности на другого, делают только то, что будет более выгодно для них, никогда не берут ответственность на себя.
При данной модели в качестве мотивации персонала могут послужить такие действия, как:
- Принудительные работы;
- Материальные компенсации.
Для таких работников приемлем только жесткий вид контроля исполнения обязанностей, так как при бесконтрольном процессе, они теряют желание и стремление выполнять работу. Для эффективного воздействия лучше всего выбрать наказание.
Модель Y содержит в себе противоположный вид работников. В данном случае сотрудник характеризуется как активный, инициативный, креативный и ответственный. Он стремиться к повышению по карьерной лестнице и получает положительные эмоции от работы. Основной вид стимулирования для подобных сотрудников — возможность быстрого карьерного роста.
Современные теории мотивации персонала
Теории мотивации персонала, используемые в организации, должны включать в себя не только материальные, но и социальные факторы.
Современный метод стимулирования гласит, что денежный стимул не является самым главным в процессе мотивации персонала, важно также социально воздействовать на работника. Любому сотруднику хочется работать в дружественной атмосфере и иметь уважительные отношения с руководителем.
Принципы современного учения включают в себя:
- Стимулирование работников с помощью социальных благ;
- Качественное выполнение трудовых обязанностей происходит с помощью гарантированных стимулов, таких как достойный заработок, возможность карьерного роста, комфортные отношения с коллективом и с руководством.
Современные учения создаются по основным моделям мотивации работников, совокупность процессуальных и содержательных методов включается в единую систему современного стимулирования.
Процессуальные теории мотивации персонала
Мотивация персонала с позиции процессуальных учений является получением желанного результата в ходе определенного процесса. Большой интерес несет в себе концепция ожиданий, в ходе которого оцениваются основные последствия после выполнения определенного действия.
В данное учение включены несколько элементов, таких как:
- Элемент ожидания (стимул в том, что выполняя определенные задачи, можно достичь желаемый результат);
- Элемент валентности (положительный и отрицательный результат в соответствии с действием и бездействием);
- Элемент инструментальности (понимание того, что существует совокупность результатов, которые ведут к основной цели).
Также к процессуальному методу можно отнести работу о постановке, автором которой является Э. Лок. Суть представленной теории заключается в том, что цель организации должна быть основной целью персонала.
Применение теорий мотивации в практике управления персоналом
Современная практика использования основных теорий мотивации в управлении персоналом включает в себя совокупность всех факторов, которые помогают достигать целей компании. На практике, любая правильно разработанная мотивация способна повысить производительность персонала. Поскольку все основные учения, содержательные, современные и процессуальные, включают в себя определенные стимулы, которые будут воздействовать на работника. Каждый человек нуждается в определенной цели, достигая которую, он будет выполнять свои обязанности более эффективно.
Дружелюбный и успешный коллектив — залог развития и будущих успехов компании. Поэтому принципиальной целью каждого руководителя должна стать задача формирования сплоченного коллектива, мотивированного на совместное достижение целей.