Что такое адаптация новых сотрудников и какие методы существуют для этого процесса? Что применяют зарубежные коллеги? В чем отличие традиционных и нетрадиционных способов ассимиляции? Подробнее в материале ниже.
Понятие и виды адаптации
Адаптация персонала – это период приспособления сотрудников к условиям и порядку работы, и взаимодействию в коллективе. Приспособить новые кадры к быстрой и качественной работе с помощью целенаправленной ассимиляции персонала можно несколькими методами. Используются способы, взятые из зарубежного опыта и адаптированные к российским реалиям.
Основные методы адаптации персонала
Есть 2 базовые системы, содержащие в себе ряд методик:
- Традиционная;
- Нетрадиционная.
Выбор зависит от конечной задачи, которую руководитель ставит перед собой. Чаще всего используются оба метода одновременно в различной последовательности. Они могут быть применены как ко всему штату сотрудников в целом, так и в отдельности как каждому.
Традиционные методы адаптации в организации
Традиционные методы профессиональной адаптации, как правило содержат в себе экономический фактор. То есть руководители используют денежные поощрения в различной форме. Это не только заработная плата, но и премии, дополнительные прибавки и прочие виды. Такие методы применяются повсеместно. Таким образом, новый работник получает стимул для дальнейшей работы и роста, как в плане работоспособности, так и в социальном.
Кроме того, обычно руководство либо ответственные лица проводят собеседования и командные тренинги, способствующие приспособление к работе и росту новичков.
Нетрадиционные методы
Нестандартная адаптация новых кадров, включает в себя различные способы, направленные на повышение производительности и психологическую ассимиляцию в коллективе. В российских организациях чаще всего используется следующее:
- Шефство – назначение опытного работника на контроль за новичками, обучение и помощь, в случае незнакомых ситуаций в рабочем процессе;
- Создание положительной атмосферы между начальником и подчиненными;
- Веб-страница компании – ознакомление новичка с интернет-страницей компании, где дается вся необходимая информация для эффективной работы, которая может пригодиться новому работнику;
- Тренинги и инструктаж – могут быть как персонализированными, с каждым отдельно, так и командными. Аудиальными либо электронными, либо сочетающими оба варианта, для лучшего усвоения информации.
Методы адаптации персонала в зарубежных странах
В РФ понятие целенаправленной ассимиляции кадров появилось сравнительно недавно, и отечественные методики ориентируются на опыт США и других зарубежных стран.
Какие способы применяются за рубежом?
- Курсы по повышению квалификационных навыков – работник обновляет знания по направлению, полученные ранее, соответственно новым тенденциям и решениям в профильной области;
- Профильное обучение – сотрудничество между профильными учебными заведениями и организациями для подготовки новых кадров;
- Переквалификация – переобучение, для тех, кто не работал длительный период времени;
- Командные коучи – способ для техничной и слаженной работы коллектива, и получению навыков командной работы;
- Ролевые игры – создание стрессовых ситуаций, которые могут возникать в ходе рабочего процесса. Учит быстро принимать решения и ориентироваться в сложных ситуациях;
- Баддинг – создание дружной атмосферы в команде сотрудников, упрочение приятельских связей, взаимопомощь между коллегами;
- Инструктаж – четкое регламентирование трудовой деятельности сотрудников в любых ситуациях.
Выбрать подходящий способ адаптации — задача непростая. Нужно учесть психологию и ситуацию в коллективе, специфику компании.