Каждое предприятие имеет определенные основные или денежные средства, производственные запасы и т.д. Все это составляет материальные ценности организации. Поэтому на каждом предприятии имеются лица, которые считаются материально ответственными.
Порядок увольнения таких работников согласно Трудовому кодексу идентичный остальным работникам, при этом при трудоустройстве работодатель может оговаривать определенные особенности при приеме на работу. Какой порядок действий здесь предусмотрен будет раскрыт в этой теме.
Как оформить увольнение по собственному желанию материально ответственного лица?
Как уволить лицо, которое считается материально ответственным? Для таких лиц процедура увольнения по собственному желанию основывается на Трудовом кодексе и его общих положениях и правилах. Помимо этого руководитель вправе потребовать произвести дополнительные действия, которые могут помочь осуществить пересчет ценностей, которые были доверены сотруднику.
Главным нюансом здесь является составление приказа или другого соответствующего документа. Итак, процесс увольнения с работы имеет определенный порядок действий.
Следовательно, работник обязуется:
- предупредить работодателя о предстоящем уходе с работы (осуществляется за две недели заранее);
- написать заявление;
- зарегистрировать его у секретаря;
- передать все ценности руководителю до последнего рабочего дня.
Основываясь на информацию из статьи 81.4 ТК РФ, работодателем в последний день работы обязательно должен быть произведет расчет с сотрудником. В добавок работнику выдается трудовая книжка. Закон не предусматривает случаев задержки увольнения и расчета, поэтому по истечению двухнедельного срока отработки это действие должно быть выполнено, даже при проведении инвентаризации.
Увольнение по собственному желанию в связи с выходом на пенсию
Процесс увольнения материально ответственного лица по собственному желанию такой же в связи с выходом на пенсию, как сотрудника непенсионного возраста. Однако есть одно существенное отличие, предусмотренное статьей 80 ТК РФ. Дело в том, что с уходом на пенсионное обеспечение работник не обязан отрабатывать в срок две недли положенные по законодательным нормам. Это связано с невозможностью продолжать работать, находясь в нетрудоспособном возрасте. Следовательно, пенсионер уволиться может по собственной инициативе, указав при этом любую удобную дату.
Как происходит передача материальных ценностей?
Увольняясь, материально ответственное лицо обязуется произвести передачу материальных ценностей. Для того, чтобы правильно произвести подсчет, необходимо провести инвентаризацию имущества. Она обязательно происходит в присутствии работника, который увольняется. Если же он присутствовать не может, то обязан написать письменное согласие, позволяющее провести этот процесс без него.
При передаче ценностей так же должен присутствовать сотрудник, который будет работать на этой должности в дальнейшем. Если же такового не будет на момент выполнения инвентаризации, то ценности принимает руководитель самой компании, либо конкретного отдела. Обязательным правилом при осуществлении этого процесса является составление акта с результатами проведения инвентаризации.
Обязательна ли инвентаризация?
Увольнение материально ответственного лица по собственному желанию предполагает сделать обязательную инвентаризацию согласно российскому законодательству. При ее проведения составляется приказ об этом и назначить комиссию, которая собственно и проведет этот процесс.
По результатам проверки и пересчета составляется акт в трех экземплярах. Для бухгалтерии предусмотрен один из них, а остальные два предназначены для двух сотрудников: который увольняется и который приходит на его место и принимает ценности. Эти акты обязательно подписываются членами комиссии, иначе они будут считаться недействительными.
Важно помнить, что инвентаризация проводится исключительно до увольнения сотрудника. После его ухода с работы ее проведение является незаконным.
Недостача при увольнении материально ответственного лица
Цель инвентаризации — выявление соответствия количества материальных ценностей, которые выдали сотруднику и которые он возвращает при увольнении. В случае недостачи производится подсчет ущерба, и виновник обязуется выплатить его. Когда может возникнуть недостача?
Случаи следующие:
- воровство на предприятии;
- ошибки при учете;
- не произвелось списание износившихся средств.
Недостача также должна указываться в акте. После ее выявления работодатель может провести дополнительную ревизию, либо провести расследование для определения причин недостачи и виновников. При большой сумме убытков разбирательство проводят правоохранительные органы по обращению работодателя, который желает привлечь виновника к ответственности.
Согласно правилам, указанным в законодательстве инвентаризация проводится исключительно до момента, когда сотрудник уволился. Если же она произведена позже и выявилась недостача, то работник может обратиться к юристу для консультации относительно подачи иска в суд.
Таким образом, материально ответственное лицо может уволиться по собственному желанию, при этом соблюдая все правила этой процедуры, как и остальные работники. Недоверие и законодательство в этом случае требуют дополнительного проведения инвентаризации, чтобы исключить вероятность недостачи и нанесения ущерба предприятию.