В Трудовом кодексе РФ содержится целый комплекс правовых норм, призванных урегулировать вопросы охраны труда. Такие обязанности возложены на работодателей. А за их неисполнение предусмотрено наступление ответственности, вплоть до уголовной.
Однако в целях укрепления безопасности и дисциплины по охране труда, закон допускает еще и формы общественного трудового надзора. Такие возможности закреплены в ст. 22 ТК РФ. Указанная норма закона регламентирует основные положения об общественном контроле за соблюдением государственных правил охраны труда.
Общественный контроль за охраной труда – требования
Данная возможность прямо предусмотрена законом. Для общественного надзора разрешено создавать специальные органы. Их основной задачей будет защита трудовых прав и соблюдение интересов персонала. Из этого общего понятия следует выделить несколько основных направлений деятельности органа:
- Контроль за исполнением установленных законом норм защиты трудовых прав сотрудников компании;
- Проведение независимых проверок условий профессиональной деятельности;
- Данные органы вправе непосредственно участвовать в процедуре выяснения причин и обстоятельств производственных травм. Ограничить или лишить их данной возможности работодатель не может;
- Орган может выявлять нарушения. А формой реагирования является подача руководству отчетов, которые должны быть рассмотрены в любом случае, а указанные в них нарушения подлежат устранению;
- Если будет установлено, что дальнее выполнение тех или иных работ представляет собой опасность для коллектива, то данный орган имеет право потребовать приостановить деятельность цеха или компании в целом.
Таким образом, комплекс полномочий у органа общественного контроля весьма широк. Они обладают реальными возможностями воздействовать на руководителя. Более того, при отказе в удовлетворении их требований орган может подавать судебные иски в отношении работодателя или сообщать о допущенных нарушениях в прокуратуру.
Общественный контроль за охраной труда — кто осуществляет?
Лица и организации, осуществляющие общественный контроль за охраной труда на предприятии, определены в ст. 22 ТК РФ. Согласно данной нормы закона, таковыми могут являться:
- Профсоюзные организации. Они могут быть уже действующими или вновь созданными. Но они обладают полным арсеналом возможностей по обеспечению общественного контроля за соблюдением правил безопасности;
- Органы, которые выбираются непосредственно работниками того или иного предприятия. Это представительные структуры, которые обязаны выражать волю персонала и отстаивать его права. При этом участие профсоюзной организации не требуется. Все полномочия могут быть делегированы указанному представительному органу.
Участие сторонних организаций в общественном контроле за соблюдением правил труда не предусмотрено. То есть, общественные организации и фонды могут работать, но они не имеют права вмешиваться в деятельность конкретного предприятия и выступать от имени всего коллектива.
Журнал административно-общественного контроля по охране труда
Общественный контроль за охраной труда имеет те же цели, что и работодатель. Таким образом, их задачи по данному направлению полностью совпадают. Это позволяет объединить усилия и совместно обеспечивать соблюдение установленных законом правил и норм. При такой совместной деятельности заводится журнал административно-общественного контроля.
Он является основным документом учета, в котором фиксируются все проводимые мероприятия и выявленные нарушения. Кроме того, в данном журнале необходимо предусмотреть графы для информации об устранении выявленных нарушений.
Если представительная организация или профсоюз выносит требование работодателю или настаивает на приостановке деятельности компании, это нужно заносить в журнал. Важное значение имеет и отражение результатов рассмотрения данных требований.
Когда кто-либо из должностных лиц привлекается к дисциплинарной ответственности на нарушения норм охраны труда и несоблюдения производственной безопасности, это также нужно учитывать.
Соответственно, указанный журнал будет включать несколько граф. Их количество и наименование зависят от решения работодателя и данной организации.
Положение об административно-общественном контроле по охране труда
Указанное положение является основным организационным документом, в соответствии с которым работает представительная организация. Оно регламентирует главные аспекты ее деятельности и устанавливает структуру и численный состав. Поэтому составление положения очень важно и имеет большое значение.
Приказ об организации административно общественного контроля за состоянием охраны труда
Когда создана представительная организация и работодатель готов с ней сотрудничать, нужно создать новую общую структуру, в которой будет сочетаться административная и коллективная деятельности по соблюдению правовых норм. Работу совместного органа нужно юридически закрепить. Для этого создается специальный приказ.