Иерархию кадровой пирамиды любого юридического лица венчает руководитель, как единоличный орган управления. Полный круг его обязанностей в контракте перечислить сложно, он осуществляет целый ряд полномочий:
- Распорядительные;
- Рекомендательные;
- Координационные;
- Контрольно – отчетные;
- Согласительные.
Часть перечисленных полномочий глава организации возлагает на заместителя, если штатным расписанием предусмотрена такая должность. Устав юридического лица может содержать информацию о праве начальника на разделение своих обязанностей с замами.
Должностная инструкция заместителя директора – образец 2018
Документ составляется на основании унифицированной форму, принятой для всех должностей в данном юридическом лице.
Основные блоки инструкции:
1. Общие положения.
2. Функции. Условно можно поделить на ряд групп:
- административно – организационные, заключаются в согласовании локальных актов, отчетов, должностных инструкций сотрудников вверенных ему подразделений;
- контрольные, в ходе исполнения которых оцениваются результаты труда;
- стратегические, связанные с постановкой целей на вверенных заместителю участках работы;
- координационные, где идет организация взаимодействия между руководителями низших звеньев системы между собой.
3. Должностные обязанности. Зависят от специфики предприятия и от переданных в контроль сотрудника структур и вопросов. В сферу его управления может входить:
- канцелярия;
- служба делопроизводства;
- отдел охраны труда;
- бухгалтерия;
- служба безопасности;
- отдел кадров.
В рамках присущих заместителю директора функций, в его обязанности может входить, подписание внутренних распорядительных актов, изданных этими структурами; утверждение их отчетности; участие в решении кадровых вопросов; координация взаимодействие службы охраны с правоохранительными органами, проведение совещаний и т.д.
4. Права. Фиксируют объем возможностей, полезной и необходимой инициативы.
5. Ответственность.
6. Взаимоотношения. Освещают систему внутренней координации между директором, его замом и остальными подразделениями.
Инструкции начальников всех иных структур соответствуют системе управления, выстроенной на предприятии. Например, начальник службы безопасности должен знать, что служебные записки он обязан писать на имя заместителя, так как структура находится в сфере управления последнего.
Общие положения заместителя директора
Первым вступительным блоком в любой инструкции являются общие положения, в которых указывается следующее:
- Информация о должности, ее точное наименование, в соответствии со штатным расписанием;
- Подчиненность директору юридического лица;
- Квалификационные требования и уровень образования;
- Обязательный для вакансии трудовой стаж;
- Порядок назначения и освобождения;
- Перечень должностей для замещения при временном отсутствии.
Подписывает должностную для своего зама сам руководитель, хотя более верная альтернатива этого документа – приказ о распределении обязанностей и делегировании полномочий.
Какие должностные обязанности у заместителя директора?
Нормативно принятой должностной инструкции нет, глава предприятия наделяет своего помощника кругом функций, которые зависят от следующих причин.
1. Особенности структуры и штатной численности больших предприятий требуют разделения сферы управления. Заместителю по общим положениям могут подчиняться начальники некоторых структурных подразделений. Нужно учитывать, что заму отдаются отделы, связанные единой задачей и необходимостью информационного взаимодействия. Такой подход исключает конфликты и неопределенность в ответственности за рабочий процесс.
2. Объем полномочий директора, указанных в учредительных документах и контракте, влияет на перечень прав его зама. Несвойственные начальнику обязанности не передаются помощнику. Так, ему не должно вменяться выполнение функций главного бухгалтера, если для этого есть самостоятельная штатная единица.
3. На распределение полномочий может влиять субъективный фактор:
- степень доверия к помощнику;
- квалификация лица, его профессиональные навыки;
- приоритетные задачи, стоящие перед компанией в данный временной отрезок.
Для баланса внутренней системы на предприятии, юридический отдел должен прямо подчиняться главе учреждения.
Должностная инструкция заместителя директора – ответственность
Заместитель начальника, как любой член коллектива, привлекается к дисциплинарной ответственности за нарушение трудовой дисциплины и невыполнение поставленных перед ним задач.
Может быть наложено административное наказание, как на руководящее должностное лицо. Материальная ответственность может наступать за вред, причиненный имуществу. Кроме того, существует судебная практика взыскания с руководящих лиц предприятия материального ущерба и недополученной выгоды. Доказыванию подлежит вина сотрудника и размер убытков.
Возможность руководителя нести материальную ответственность за заведомо убыточные для фирмы действия указывается в трудовом договоре с ним и должностной инструкции.
На что имеет право заместитель директора?
Должностная инструкция раскрывает непосредственные права:
- Выступать от имени и по поручению юридического лица во взаимоотношениях с органами власти;
- Контролировать на любом этапе, исполнение обязанностей вверенных ему подразделений;
- Получать информацию о ходе работы всех структур;
- Согласовывать распорядительные акты по своей компетенции;
- Выступать с инициативой продвижения новых технологий, повышения эффективности работы компании;
- Подписывать документы, в пределах компетенции, их вид и перечень должен перечисляться четко, что исключает возможность признания актов недействительными;
- Давать обязательные для исполнения поручения структурным подразделениям;
- Участвовать в кадровой политике предприятия.
Руководитель может выступать перед директором с инициативой о расширении круга своих прав, если это будет способствовать повышению производительности труда.