Бесплатная консультация юриста по телефону:

Чтобы предприятие успешно и эффективно работало, нужен труд каждого сотрудника, работающего на нем. При этом работникам требуется хорошая мотивация, благодаря которой они будут развивать свои навыки и трудиться на благо развития компании. Основным инструментом для этого является разработка системы мотивации для персонала. Однако многие управленцы пренебрегают ею, пользуются тривиальными способами или вообще меняют их постоянно, чем наоборот вызывают недовольство работников. Поэтому мероприятия по стимулированию персонала имеют большое значение. О разработке такой концепции, ее видах и компонентах и будет рассказано в представленной статье.

Виды систем мотивации персонала

Виды систем мотивации разделяются на две группы — на материальные и нематериальные. Проблема большинства руководителей в том, что они считают самым эффективным методом повышение зарплаты. Однако это совсем не так. Роль материальной группы методов не так уж велика. К ней относятся три типа:

  • Денежное вознаграждение (пример: повышение оплаты труда, премии, льготы, страховка и прочее;
  • Неденежное вознаграждение (пример: билеты на мероприятия, путевки на отдых, бесплатное обучение, дополнительные выходные и прочее.);
  • Система штрафов (пример: снятие премий, штрафные рабочие часы, материальные наказания).

Более эффективными считаются нематериальные методы, к которым можно отнести возможность карьерного роста, комфортные рабочие условия, совместные мероприятия, поздравления с определенными событиями, розыгрыши призов и многое другое. Также в современном мире популярными стали методы, которые включают элементы геймификации. К таким относятся квесты, соревнования, таблицы с обозначением рейтинга подчиненных.

Подробнее ознакомиться с материалом по данному вопросу можно по ССЫЛКЕ

Компоненты и инструменты системы мотивации персонала

Для эффективного мотивирования сотрудников огромное значение приобретает соотношение компонентов и инструментов, способных стимулировать их, обозначив при этом основные цели и задачи. Компоненты на данном этапе современности существуют самые разнообразные, такие как:

  • Культура компании – ценности, установленные в организации, нормы и ориентация;
  • Образ компании – представление, которое о ней сложилось у сотрудников и окружающих;
  • Принципы руководства – нормативные положения, созданные для регулирования отношений между работниками и руководством;
  • Кадровая политика – мероприятия по повышению квалификации;
  • Развитие сотрудничества – распределение хозяйственного результата при участии работников;
  • Привлечение к принятию решения – согласование с сотрудниками определенных решений;
  • Информирование персонала – сведения о делах компании;
  • Организация рабочего места – обеспечение удобства и наличия технических, организационных, эргономических средств;
  • Оценка персонала в соответствии с критериями;
  • Обеспечение работников – социальные льготы и преимущества.

Помимо компонентов важную роль процесса совершенствования системы мотивации занимают инструменты, которые основаны на прямом, косвенном и нематериальном поощрении.

Оценка системы мотивации персонала

Для контроля управления сотрудниками требуется учитывать тот факт, что при осуществлении трудовой деятельности нужно не только осуществлять внедрение определенных инструментов и компонентов, стимулирующих работу, но и анализировать их, проводить оценку. Проведение таких действий позволяет устранить все факторы, которые вызывают неудовлетворенность сотрудников.

Одним из важных аспектов при проведении оценки является индивидуальный подход. Ошибочно оценивать всех работников по одинаковым показателям. Признаки здесь могут быть следующие: возрастной, территориальный, гендерный, профессиональный и т.д. Кроме этого проведение оценки должно решать определенные задачи, такие как:

  • Изучение состояния системы мотивации;
  • Оценка эффективности стимулирования;
  • Выявление слабых сторон;
  • Разработка мероприятий, позволяющих устранить проблемы;
  • Контроль выполнения поставленных задач.

При этом необходима максимальная объективность, дающая возможность получить представление о мнении сотрудников относительно установленных стимулов труда.

Как разработать систему мотивации персонала?

Построение системы мотивации персонала требует определенных этапов для осуществления данного процесса. Они состоят в следующем:

  • Предварительная подготовка – извещение трудящихся о предстоящей разработке и запланированных мероприятиях для этого;
  • Изучение персонала – получение информации о сотрудниках, о их возрасте, образовании, специализации, опыте;
  • Рассмотрение систем мотивации, установленных в других подобных компаниях;
  • Проведение опроса работников с целью выявления их интересов и приоритетов;
  • Определение сроков внедрения и извещение сотрудников.

После того, как все инструменты для стимулирования будут внедрены, следует осуществлять анализ и совершенствование системы мотивации персонала.

Система мотивации персонала в организации – пример

Примеров разработанных систем стимулирования труда сотрудников существует огромное количество. В качестве одно из них можно привести методы главы аналитического отдела И. Самойловой из московской группы компаний «Градиент Альфа». Этой организации требовалась переориентация в связи с ростом одной из компаний. Здесь внедрялись новые программные продукты, а также множество обязанностей работников были изменены. Руководство столкнулось с недовольством трудящихся. На этой основе приняли решение расширить социальный пакет и ввести премирование.

Ошибкой стало отсутствие информирования персонала относительно целей и стратегий компании. Ввиду этого подчиненные не понимали действий руководителя, а, следовательно, перестали ему доверять. Такие методы были расценены как взятка, в результате чего компания потеряла нескольких ценных специалистов.

Роль и значение мотивации в системе управления персоналом

Основываясь на примере, рассмотренном выше, можно сделать вывод, что экономическая эффективность системы мотивации персонала играет важную роль при его управлении. В первую очередь для сотрудников имеет значение нематериальные стимулы, позволяющие самоутвердиться, быть в центре событий и в целом доверять своему руководству. Выбирая лишь материальное стимулирование, управленец допускает огромную ошибку, так как эти методы работают кратковременно. Соответствие ожиданиям работников позволяет повысить значение мотивации благодаря удовлетворению их потребностей.

Таким образом, крайне важно учитывать, какие инструменты стимулирования труда важны для работников в конкретной организации. Для этого важно производить оценку и анализировать внедренные методы, чтобы управление персоналом было наиболее эффективным.

Бесплатная консультация юриста по телефону: