Бесплатная консультация юриста по телефону:

Даже за самыми добросовестными сотрудниками необходимо вести контроль. Именно в рамках контроля трудовой дисциплины устанавливается система учета рабочего времени. Такие документы позволяют определить режим труда для каждого сотрудника и следить за тем, как он выполняется. График может быть суммированным, а может – поденным. В трудовом кодексе указано, что правильно составлять специальные табеля. Их использование дает возможность не только проследить, как соблюдается установленный порядок, но еще и формировать отчетность.

Учет рабочего времени — правила ведения учета

При ведении учета рабочего времени необходимо учитывать разделение способов учета:

  • суммированный;
  • поденный.

Если на предприятии установлена стандартная пятидневная неделя (иногда – шестинедельная) , то правильно будет выбрать стандартный поденный способ. Суммированный способ выбирают, если условия на работе не дают возможность применять ежедневную продолжительность. Эти правила установлены в 100-й статье ТК РФ.

Как правильно вести суммированный учет рабочего времени?

При суммированном способе допускается, что продолжительность дня на работе для сотрудника может немного отклонится от нормы. Однако, до конца отчетного периода (чаще всего – месяц) переработанные часы должны быть компенсированы недоработкой.

Норма остается стандартной – 40 часов за неделю. Поэтому если случилось такое, что работник отработал 46 часов на протяжении одной недели, то это фиксируется в табеле, и до конца месяца на протяжении одной из недель он проработает на 6 часов меньше.

Из чего должна состоять система учета?

Система (или другими словами, режим) должна основываться на продолжительности одной отдельной рабочей недели. Также указывается длительность ежедневной смены. Включается в систему и работа с ненормированным днем.

Поэтому система состоит из распределения рабочего времени на протяжении определенного периода, времени начала и конца дня, недельной структуры, графиков, перерывов и т.д.

Какие нужны документы для ведения учета?

Применяемая на многих предприятиях таблица учета рабочего времени сотрудников носит название табеля. Именно табель является основным документом для фиксации отработанных часов. Существуют две формы этого документа: т-12 и т-13.

Работодатель имеет право как применять одну из упомянутых форм, так и использовать свободную форму. Для внесения данных в табель могут понадобится документы, являющиеся основанием указанных сведений.

Например, если водитель был в поездке, то его табельные часы будет подтверждать путевой лист.

Принципы ведения графика учета рабочего времени

За ведение этого документа отвечает специально назначенный сотрудник. Должность этого работника не имеет значения. Некоторые работодатели выбирают для ведения бухгалтеров, другие – делают выбор в пользу секретаря.

Точный способ заполнения определяется режимом работы конкретного предприятия. Некоторые организации фиксируют и явки, и неявки, а другие, например, только неявки. Свой выбор необходимо зафиксировать в учетной политике. Если в табелях отображаются отклонения, то в верхней части графы записываются часы отклонений, а в ее нижней части – коды отклонений. Если работник отработал ночью, то это тоже указывается в нижней части табеля.

Как заполнять табель учета рабочего времени?

Все обозначения в этом документе имеют вид кодов, состоящих из букв и цифр. Выходные, а также праздничные дни обозначают буквой В. Для работы ночью используется буква Н, для отпуска – О.

Если основанием для выходного стала учеба сотрудника, то записывается ВУ. Если администрация предприятия дала разрешение работнику на неявку, то этому факту соответствует буква А. Фактически отработанные часты отмечаются как Ф, прогулы – П, а служебные командировки – К. Для неявок по невыясненным причинам применяется НН.

Образец табеля учета

При ведении табеля фиксации рабочего времени все работники перечисляются с указанием номеров по порядку. Также записывается ФИО этих работников и их должность. Включается и табельный номер сотрудников. Определяющей частью этого табеля являются отметки о явках и неявках. Соответствующие отметки ставятся напротив чисел месяца.

Далее записываются отчетные данные – сколько было отработано за половину месяца и сколько за весь месяц. После этого вносятся данные по начислению заработной платы. Для каждого вида оплаты также используется свой код. Должны присутствовать реквизиты документа – его номер и дата составления, а также отчетный период.

Скачать образец табеля

Бесплатная консультация юриста по телефону: